Задачи и содержания работы по подготовки детей к обучению грамоте

Задачи и содержания работы по подготовки детей к обучению грамоте

Ориентировка в звуковой стороне слова имеет более широкое значение, чем просто подготовка к усвоению начал грамоты. Д. Б. Эльконин считал, что от того, как ребенку будут открыты звуковая действительность языка, строение звуковой формы слова, зависит все последующее усвоение языка грамматики и связанной с ней орфографии.

Готовность к обучению грамоте заключается также в достаточном уровне развития аналитико-синтетической деятельности, поскольку уже первоначальный этап овладения навыками чтения и письма требует умений анализа, сравнения, синтеза и обобщения языкового материала.

2. Задачи и содержание подготовки к обучению грамоте

Проблема обучения грамоте в детских садах в России не является новой. Вплоть до 1944 г. предусматривалось обучение грамоте детей от 7 до 8 лет. С 1944 г., когда школа перешла на обучение с семилетнего возраста, и до 1962 г. вопрос об обучении дошкольников чтению и письму в программе детского сада не ставился.

Вместе с тем психологические и педагогические исследования (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, Л. И. Божович, Е. И. Тихеева, Ю. И. Фаусек, Р. Р. Сонина и другие), опыт детских садов, семейного воспитания показали необходимость и возможность более раннего обучения детей грамоте. Во второй половине 50-х гг. под руководством А. П. Усовой и А. И. Воскресенской была проведена большая экспериментальная работа с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет. На ее основе в «Программу воспитания в детском саду» (1962) был включен раздел «Обучение грамоте», который предусматривал обучение чтению и письму детей подготовительной к школе группы на неполном алфавите. При апробации программы ее содержание по ряду причин (отсутствие квалифицированных кадров, недостатки разработанной методики, слабая материальная база) претерпевало существенные изменения: сначала было исключено обучение письму, а затем и чтению.

К началу 70-х гг. в программе осталась только подготовка к обучению грамоте. Вместе с тем все это время не прекращались исследования по разработке методики для дошкольников. Коллективом научных сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН (Л. Е. Журова, Н. С. Баренцева, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская) была создана методика обучения чтению детей 5 6 лет на основе системы Д. Б. Эльконина.

Официальный сайт Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад комбинированного вида 22 Ладушки г.Балаково Саратовской области

Группа Гости Приветствую Вас Гость

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.

Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им по­,вторять (хлопками, отстукиванием) рит­,мический рисунок, сравнивать серии уда­,ров, предъявляемые последовательно. Та­,ким образом развивается и речевое, и нере­,чевое слуховое восприятие ребенка.

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.

4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.

6) развитие устной речи с целью профилак­,тики нарушений чтения и письма предпола­,гает комплексную работу. Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками. Подби­,рать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «,Приду­,май название действия на заданный звук», и т.п.

7)формиро­,вание осознанного отношения к языковой действительности. Необходимо учить до­,школьников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (от­,бирать картинки, в названии которых име­,ется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к дру­,гим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в пред­,ложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-воле­,вой сферы.

9) формирование у дошкольников эмоцио­,нально положительного отношения к школе, адекватного отношения к своим способнос­,тям, результатам работы, поведению, т.е. са­,мосознания.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  • Освоение чистого произношения сложных звуков,
  • упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов,
  • использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания),
  • автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

  • В старшей группе дети осваивают умения:
  • делить на слоги двух-трехслоговые слова,
  • осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов
  • интонационно выделять звуки в слове,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова,
  • составлять предложения по живой модели,
  • определять количество и последовательность слов в предложении,
  • развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
  • В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:
  • определять количество и последовательность слов в предложении,
  • составлять предложения с заданным количеством слов,
  • ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов,
  • выполнения штриховки в разных направлениях, обводки,
  • чтения простых слов и фраз,
  • разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов,
  • освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа)
  • интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий),
  • составление схемы звукового состава слова,
  • выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамо­,той, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положитель­,ных эмоций, реже возникают трудности!

Сайт воспитателя МБДОУ Ласточка Ирины Михайловны Няурене

Меню сайта

Авторизуйтесь с помощью социальных сетей:

Или авторизуйтесь с помощью формы сайта:

Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте

В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ, во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.

В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ, во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.

Раздел 8 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Студент д о л ж е н

- сущность процесса обучения детей грамоте,

- психологические, лингвистические и педагогические основы методики обучения грамоте,

особенности современного звукового аналитико-

- основные направления работы по подготовке к обучению грамо

- задачи, содержание и методы работы по формированию навыков чтения,

- значение, содержание и методику подготовки ребенка к письму,

- обосновывать значение общеречевого развития детей, формирования элементарного осознания речи, фонематического восприятия для овладения навыками чтения и письма,

- использовать приемы формирования у детей навыков анализа, звукового состава слова, словесного состава предложений, слогового строения слов,

- отбирать дидактический материал для занятий: по грамоте на

разных этапах обучения,

- использовать разнообразные приемы работы с детьми на разных

этапах обучения грамоте.

Тема 8.1 Обучение грамоте и ее место в системе работы по развитию речи детей

Сущность механизмов чтения и письма.

Психофизиологические предпосылки обучения грамоте детей дошкольного возраста.

Психологические и лингвистические основы методики обучения грамоте. Педагогические требования к организации обучения грамоте.

Тема 8.2 Современный звуковой аналитико-синтетический метод

Общая характеристика метода К.Д. Ушинского и его развитие в 20 веке.

Периодизация процесса обучения грамоте.

Характеристика современных учебных комплексов по обучению грамоте.

Сравнительный анализ современных программ ДОУ, разделов «Обучение грамоте».

Тема 8.3 Подготовительный период обучения грамоте

Задачи подготовительного периода. Основные направления работы по подготовке к обучению грамоте.

Методика ознакомления детей со звуковой стороной слова. Ознакомление с особенностями звучания слов. Освоение терминов «звук», «слово». Методика обучения выделению звуков в словах. Овладение детьми способом интонирования звуков. Формирование навыков фонемного анализа слов: определение порядка следования звуков в слове, их количества, установление различительной функции фонем, выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных строю русского языка. Приемы звукового анализа и синтеза. Использование схем-моделей в процессе обучения звуковому анализу и синтезу.

Методика ознакомления детей со словом и предложением. Приемы обучения вычленению слов из состава предложений. Роль количественного и порядкового пересчета слов в предложении. Речевая игра «живые слова» как один из методов обучения анализу предложения.

Методика ознакомления детей со слоговым строением слова. Обучение слоговому анализу и синтезу. Ознакомление с ударением в слове, выделением ударного слога. Роль схем-моделей в звукослоговом анализе и синтезе.

Характеристика наглядных пособий по формированию навыков анализа речи, методики их использования.

Анализ методических разработок занятий по подготовке к обучению грамоте.

Отбор и обсуждение дидактического материала для формирования умений, анализа предложений, слов, их звукового и слогового строения.

Тема 8.4 Методика формирования навыков чтения

Организация, задачи и содержание работы в основной период обучения грамоте.

Этапы формирования навыков чтения. Виды работы, в этот период. Приемы обучения детей чтению.

Требования к знаниям, умениям и навыкам к концу основного периода.

Характеристика дидактического материала по обучению грамоте.

Анализ содержания работы в основной период обучения чтению.

Сущность подготовки к обучению письму. Роль взаимодействия различных анализаторов в обучении письму.

Единство подготовки к чтению и письму. Формирование психомоторной готовности к письму. Выработка плавных ритмических координированных движений кисти руки, пространственных ориентировок, глазомера.

Задачи и содержание подготовки к письму.

Дидактические подготовительные упражнения на развитие точности зрительного восприятия, пространственных дифферендировок, развитие мелкой моторики руки, умение управлять своими движениями в соответствии с поставленными задачами. Обучение соблюдению гигиенических требований при выполнении приготовительных упражнений.

Раздел 9 ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ

виды планирования, их функции и содержание,

- принципы планирования работы по развитию речи и их взаимосвязь с общедидактическими принципами,

- значение учета и его особенности,

осуществлять планирование работы по развитию речи в разных возрастных группах, с учетом программы и результатов диагностики речевого развития детей, прогнозировать результаты работы с детьми.

Тема 9.1 Значение и принципы планирования работы по развитию речи детей

Значение планирования работы по развитию речи детей в детском саду. Принципы планирования. Комплексный подход к планированию рабо-

ты по развитию речи. Учет результатов диагностики речевого развития детей.

Требования к планированию.

Тема 9.2 Виды планирования по развитию речи

Календарное планирование. Планирование занятий по развитию речи. Планирование задач, содержания, методов и приемов работы по развитию речи на занятиях и в разных видах деятельности. Взаимосвязь в планировании занятий и работы с детьми в повседневной жизни. Планирование индивидуальной и фронтальной работы с детьми. Требования к календарному плану и учету.

Перспективное планирование работы по развитию речи, его функции и содержание.

Анализ календарных планов и учета работы воспитателя по развитию речи детей в возрастных группах.

Составление и обсуждение планов работы по развитию речи для одной из возрастных групп.

Сайт воспитателя МБДОУ Ласточка Ирины Михайловны Няурене

Меню сайта

Авторизуйтесь с помощью социальных сетей:

Или авторизуйтесь с помощью формы сайта:

Основные направления и содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте

В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ, во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.

В пособии на основе большого практического опыта работы анализа современных образовательных программ и методической литературы сделана попытка определить содержание и объем работы по подготовке детей старшего дошкольного возраста без речевой патологии к обучению грамоте в ДОУ. Пособие состоит из трех частей: в первой дается теоретическое обоснование решения проблемы, раскрываются основные направления работы и содержатся методические рекомендации по организации педагогического процесса в ДОУ, во второй и третьей представлены система занятий по подготовке детей к обучению грамоте, рассчитанная на два года, а также литературный и дидактический материал. Издание предназначено педагогам ДОУ, студентам высших и средних педагогических заведений, а также родителям дошкольников.

Сущность работы по подготовке детей к обучению грамоте, её значение, задачи работы.

Сущность подготовки к обучению грамоте основой для обучения грамоте является общеречевое развитие и формирование речевой рефлексии (осознание собственного речевого поведения, речевых действий)

Показатели определенного уровня относительности речи и готовности к обучению грамоте:

1. Умение сосредотачивать свое внимание на вербальной задаче

2. Преднамерно и произвольно строить свое высказывание

3. Выбирать наиболее подходящее языковое средство, для выполнения вербальной задачи

4. Размышлять о возможных вариантах ее решения

5. Оценивать выполнение вербальной задачи

Развитие фонетического слуха и формирование широкой ориентировки в языковой действительности, умении звукового анализа и синтеза, развитие осознанного отношения к языку и речи составляют сущность подготовки детей к обучению грамоте.

Задачи и содержание подготовки к изучению грамоте:

В результате исследований Выготского, Эльконина в современной программе подготовка к обучению грамоте начинается с предварительной работы со 2 младшей группы формируется умение вслушиваться в звучание слов, знакомится с терминов «слово и звук» В средней группе знакомят с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному, исходно, что звуки в слове произносятся последовательно. Обращают внимание на длительность звучания слов.

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте, формирование элементарных знаний о речи повышают уровень ее произвольности и осознания, что, в свою очередь, оказывает влияние на общее речевое развитие, повышение речевой культуры детей. Таким образом, необходима двусторонняя связь между процессом развития речи в детском саду и подготовкой к обучению грамоте.

Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона.

Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента.

Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления.

Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: